Манипулирование людьми Аксиома: все отношения между людьми основаны на манипулировании сознанием.
Та же скидка в магазине – что это, как не попытка манипулировать покупателем? А вот другой классический пример: допустим, по улице идет девушка в короткой юбке. Если она оделась так осознанно для привлечения внимания – это манипуляция? Если же это сделано не осознанно – значит, это не манипуляция?
Итак, какие существуют наиболее распространенные способы манипуляции людьми и как им противостоять?
Манипуляция №1 Манипулятор требует от жертвы принятия решения непременно «здесь и сейчас», т.к. «завтра будет уже поздно».
Противоядие: Ни в коем случае, никогда не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра по принципу «утро вечера мудренее». Пример: Трумэн сообщает Сталину, что Соединенные Штаты создали ядерное оружие. Трумэн и Черчилль пристально наблюдают за реакцией Сталина. Тот спокойно пожимает плечами и удаляется в свои апартаменты. Устроители неудавшегося шоу пришли к заключению, что Сталин просто не понял значения сказанного. Трумэн был явно в растерянности. Его обескуражило, что первая попытка атомного шантажа не достигла цели, потому что в последующие дни советская делегация и сам Сталин вели себя так, будто бы ничего не произошло. На самом же деле, вернувшись в свой рабочий кабинет, Сталин тут же связался с Курчатовым и коротко сказал: «Немедленно ускорьте нашу работу!»
Манипуляция №2 Манипулятор играет на «азарте», жадности, зависти и любви к дармовщинке. Например: «Остался последний экземпляр… Или я ухожу к конкурентам… Конкуренты уже купили, а Вы что же?… Денег нет, что ли? Так и скажите…Только сегодня с 50%-й скидкой… В подарок – замечательный фонарик и набор ножей…»
Противоядие: Спокойно ответить самому себе на следующие вопросы:
Нужно ли мне именно это?
Нужно ли мне это именно сейчас?
Нужно ли мне именно это такой ценой?
Нужно ли это именно мне?
Всегда помнить о бесплатном сыре! Замечу, что данный совет все-таки не очень «технологичен», так как подразумевает немалые умственные и моральные усилия со стороны манипулируемого. А люди нынче пошли тупые.
Манипуляция №3 Манипулятор сообщает жертве некий «эталон», по сравнению с которым «цена просто смешная». Например: «И полное обслуживание у нас стоит 2000 долларов… /пауза/… Ну, если без лазерной коррекции – а она, честно говоря, в вашем случае не очень и нужна – то 1000 долларов. Есть, конечно, еще компакт-пакет, за 700 долларов и супер-компакт за 450. Ну, если без стационара, то 300. На мой взгляд, дешевле 150 просто ну не имеет смысла…»
Противоядие: если кто-то после долгих (или недолгих) уговоров в итоге дает Вам скидку на товар, превышающую 25% (например, 30, 40 или 50%) от его первоначально заявленной стоимости, можете быть на 200% уверены, что Вас изначально хотели поиметь в задний проход, рассчитывая глумливо погреть на Вас руки.
Манипуляция №4 Манипулятор отвлекает внимание жертвы, «сбивает с толку» (приход кого-либо, посторонний звонок). При этом жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме.
Противоядие: Всегда быть на чеку и сохранять бдительность. Не отвлекаться ни на что постороннее.
Манипуляция №5 Манипулятор подменяет цель общения – вместо цели X, которой он на самом деле добивается, упор делается на обсуждение цели, производной от X, т.е. как будто цель Х – уже нечто само собой разумеющееся. Например: «Вам удобнее во вторник в 14:30 или в четверг в 16:30?» «Платить будете наличными или по безналу?» Или вариант: манипулятор обращается к «партнеру» – например, по телефону – и обсуждает детали «уже состоявшейся» сделки: «Я понимаю, что рабочий день уже закончился, но я не хочу заставлять клиента ждать, поэтому ты уж подъезжай пожалуйста… через 20 минут мы тебя ждем… ну хорошо, через 25. Далее идет обращение к «жертве»: Вы подождете 25 минут?». Расчет на то, что теперь, когда «партнер», не взирая на закончившийся рабочий день, приедет, манипулируемому отказаться будет просто неудобно.
Противоядие: для большинства людей практически не существует.
Манипуляция №6 Манипулятор играет на чувстве собственной важности собеседника: занимает намеренно «подчиненную» роль, демонстрирует свое незнание, некомпетентность. Например: «Я хотел бы обратиться к Вам за советом. Мне порекомендовали Вас как опытного специалиста, поэтому, вероятно, только Вы сможете мне помочь…». Это приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность.
Противоядие: Настоятельно рекомендуется категорически отказываться от неожиданных, излишне «любезных» любезностей и особенно слащавой, велеречивой лести. Для большинства людей задача явно непосильная.
Манипуляция №7 Манипулятор ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет (миллионер, профессор, «лично знающий товарища Шульберта», «Академик Всемирной академии гештальт-терапии и психоанализа»). Или «играет» на многочисленных атрибутах – дорогая одежда, часы, автомобиль, звонки с обсуждением «миллионных сделок» и т.п.
Противоядие: для большинства людей практически не существует.
Манипуляция №8 Манипулятор использует так называемые «поглаживания по головке»:
Поддакивание.
Дружеские жесты и мимика: хлопок по плечу, обнимание, подмигивание.
Заступничество: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно».
Успокаивание: «Не бойтесь, не волнуйтесь, все хорошо» (отнимая при этом кошелек).
Использование имени собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
Комплименты: «Читал Вашу книгу, не мог оторваться. Это потрясающе!»
Сообщение хороших новостей.
Мнимые «общие интересы»: «Я тоже болельщик. Как вчера Зенит сыграл?»
Противоядие: для большинства людей практически не существует.
Манипуляция №9 Манипулятор играет на дружеских либо родственных связях. Например: «Ты же не откажешь другу!»
Противоядие: Помнить старую мудрость, гласящую, что родственники и друзья – плохие бизнес-партнеры.
Манипуляция №10
Манипулятор делает жертве «уступку», создавая впечатление, что отказывается ради нее от чего-то ценного. Например: «Только для Вас я поговорю с начальником, может он позволит сделать скидку… хотя и не хочется его беспокоить… но уж для вас, так и быть…» Как вариант – большее-затем-меньшее требование. Например: «Купите билет на замечательный спектакль. Не хотите? Почему? Ах, как жаль… Ну, тогда купите хотя бы шоколадку».
Противоядие: для большинства людей практически не существует.
Манипуляция №11 Манипулятор играет на желании людей быть последовательными в своем поведении. Жертва совершает, казалось бы, мелкие незначительные действия, незаметно приближаясь к навязываемому решению. Пример: Схема, по которой атеистически воспитанные россияне постепенно делались православными. Сначала им предложили быть более терпимыми к различным взглядам, в том числе к религии. Потом становится модной точка зрения, что «я не верю, но наверно что-то такое сверхъестественное все-таки есть». Потом граждан начинают приучать к традициям – кулич к пасхе, «ХВ» – «ВВ». Потом репортажи с церковных праздников по телевидению. И так, шаг за шагом…
Противоядие: Отказаться без объяснения причин. Одно из проявлений стремления быть последовательным – желание человека обязательно аргументировать свои действия. Но вступление в дискуссию с манипулятором – это первая уступка ему. Поэтому можно посоветовать последовать примеру профессора Преображенского из романа «Собачье сердце»:
- Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко!
- Не жалко.
- А почему же не покупаете?!
- Не хочу.
Маленькое послесловие
«Да это все старо как мир! Чо об этом песать...» - недовольно буркнул один читатель, купивший у меня довольно дорогую вещь в тот же день, как впервые увидел ее.
Автор: Raoul Sanchez
http://www.real-audio.ru/content/articles/index.php?article=3086